Табличные информационные модели (9 класс). Табличные информационные модели Парное свойство подчеркивают тройной линией

«Табличные информационные модели»

Цели урока:

а) образовательные:

    повторить классификацию моделей по способу представления, определение информационной модели;

    познакомиться с различными формами информационных моделей (графическая, вербальная, математическая, табличная);

    вспомнить что такое таблица, из каких частей она состоит;

    введение понятий таблица объект-объект, объект-свойство, комбинированная таблица, матрица, двоичная матрица.

б) развивающие:

    развитие интереса к предмету за счет новизны некоторых понятий (матрица, двоичная матрица) и формы представления информации (презентация);

    развитие логического мышления с помощью логической операции анализ;

в) воспитательные:

    воспитание познавательной активности учащихся.

Оборудование: ПК для учителя, презентация, проектор, раздаточный материал (тест).

Тип урока – комбинированный.

Форма урока – в начале урока – индивидуальная, остальное время – фронтальная.

Метод – объяснительно-иллюстративный.

    Организационный момент 5 мин.

    Проверка домашней работы 5 мин.

    Повторение (тест) 5 мин.

    Изучение нового материала 25 мин.

    Подведение итогов урока и задание на дом. 5 мин.

Ход урока:

I . Обсуждение вопроса о выполнении домашних работ (т.к. не все ее делают). Хвалю отдельных учеников за активность на предыдущем уроке.

II . На сегодня вам было задано придумать по примеру учебных, научно-технических, опытных, игровых и имитационных моделей. Кто справился с этим заданием? (проверяю наличие д.р., наиболее удачные примеры прошу прочитать)

III . А сейчас проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока. Закройте, пожалуйста, все тетради и учебники. Я выдам вам тест. На его решение дается 3 минуты. На каждый вопрос нужно выбрать один правильный ответ. Приступили.

(см. тест 3)

IV . А сейчас приступаем к изучению нового материала. Записываем тему сегодняшнего урока «Табличные информационные модели».

Ребята, вы уже познакомились с классификацией моделей по способу представления. На какие же две большие группы делятся модели?

- Материальные и информационные.

(2 слайд)

Давайте вспомним, что такое информационная модель?

- Информационная модель – это совокупность информации, характеризующая свойства, состояние объекта и взаимосвязь с внешним миром.

Таким образом, информационная модель – это совокупность информации. В свою очередь эта совокупность информации может быть представлена в разной форме. Как вы думаете, в какой форме она может быть представлена?

(3 слайд все, что есть на слайде, записывают)

Во-первых, она м.б. представлена в графической форме, например, в виде схемы, графика, чертежа, карты.

Во-вторых, в вербальной форме. Как вы думаете, что такое вербальная форма?

Словесная форма.

Правильно, вербальная форма – это словесное описание.

Третья форма – математическая. Это описание соотношений между количественными характеристиками объекта на математическом языке. Например, формула площади треугольника.

И последняя форма, как вы думаете, какая? Это табличная форма. Именно на этой форме мы сегодня подробней и остановимся.

Хорошо, мы познакомились с вами с четырьмя формами информационной модели. Но встает тогда такой вопрос: какую форму выбрать при создании модели? А ответ на самом деле очень простой.

(4 слайд, пишут)

Форма информационной модели зависит от цели ее создания.

Давайте рассмотрим это на примере.

(5 слайд устно)

Перед нами стоит цель проследить изменение температуры в июне 2006 года. Какой информацией мы обладаем? У нас имеется температура за каждый день июня. Как вы думаете, в какой форме мы можем представить данную информацию?

В графической форме.

Правильно мы можем ее представить в графической форме в виде графика.

(5 слайд)

Что мы можем увидеть по этому графику?

Где температура росла, а где понижалась.

В какой день была максимальная температура и чему она равна?

В какой день была минимальная температура и чему она равна?

(Отвечают, но в какой день не могут точно сказать.)

Таким образом, мы видим, что график нам дает наглядность, но точность пи этом теряется.

Можно ли мы в какой-нибудь другой форме представить данную информацию?

Можно в виде таблицы.

В чем удобство данной формы представления?

Данные более точные.

Но тогда мы потеряем наглядность. Хорошо, давайте рассмотрим другой пример.

(6 слайд устно)

Нам нужно изучить какие моря и океаны омывают материк Австралия. Какую форму информационной модели нам удобнее всего выбрать.

Графическую форму, а именно карту.

Можно ли еще как-нибудь? Конечно можно, например, словесно. С запада Австралию омывает Индийский океан, с востока Тасманово море и т.д. мы можем перечислить все словами, но будет ли нам удобно таким образом изучать географию? Нет. Нам будет не наглядно.

Таким образом, мы видим, что графическая форма выбирается, если важным требованием является наглядность.

А теперь рассмотрим следующий пример. Нам нужно изучить оценки трех учеников за первую четверть. В какой форме мы можем представить данную информационную модель?

В графической форме в виде графика.

Хорошо, посмотрите на построенный мною график.

(7 слайд устно)

Удобно ли по нему изучать успеваемость? А если учеников будет много, все графики перепутаются, и будет еще более не удобнее.

Как еще можно представить эту информационную модель?

В виде таблицы.

Эта форма наиболее удобна в этом случае, так как информация записана более компактно, систематизирована.

Таким образом, мы видим, что табличная форма выбирается, если нам нужно систематизировать информацию.

Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с табличной формой информационной модели. Мы с вами обсудим из чего состоит таблица, чем она характеризуется, какие бывают виды таблиц.

В качестве примера рассмотрим таблицу. Это таблица успеваемости. В данную таблицу занесены оценки трех учеников по четырем предметам.

(8 слайд устно)

Сколько в этой таблице строк? Назовите названия строк.

Сколько в этой таблице столбцов? Назовите названия столбцов.

На пересечении строк и столбцов располагаются ячейки. Что занесено в ячейки? Таким образом, мы можем сказать, что каждая таблица характеризуется:

    названием (а если таблиц несколько, то ещё и номером)

    количеством строк и их названиями (заголовками строк)

    количеством столбцов и их названиями (заголовками столбцов)

    содержимым ячеек, находящихся на пересечении столбцов и строк.

Еще раз осмотрите на таблицу. В ней содержится совокупность информации об объектах, то есть мы можем назвать данную таблицу информационной моделью процесса успеваемости.

А теперь вы узнаете, какие существуют типы таблиц.

(9 слайд пишут все, что есть на слайде)

Первый тип - это таблицы объект-свойство, второй тип – таблицы объект-объект и третий тип – комбинированные таблицы. Что же это за таблицы? (переходим по ссылке). Запишем определение:

Таблица объект-свойство – это таблица, в которой отражаются несколько свойств, а все объекты принадлежат одному множеству.

Рассмотрим пример такой таблицы. Таблица «данные об учениках». В этой таблице отражается четыре свойства: дата рождения, рост и т.д. Все объекты принадлежат одному множеству – множеству учеников. Оставьте после определения место, дома приведете свой пример таблицы объект-свойство.

А теперь подробнее рассмотрим тип таблиц объект-объект. Запишем определение:

Таблица объект-объект – это таблица, в которой отражается одно свойство, характеризующее два или более объектов.

Рассмотрим пример такой таблицы. Таблица «Игры по футболу». В этой таблице одно свойство (дата игры) характеризует три объекта (три класса). Оставьте после определения место, дома приведете свой пример таблицы объект-объект.

(следующий слайд)

К какому типу относится данная таблица? Как вы уже заметили в этой таблице несколько свойств, которые характеризуют три объекта, т.е. таблица состоит из двух таблиц. Такая таблица называется комбинированной. Запишем определение:

Комбинированная таблица – это таблица, полученная при комбинировании в одной таблице нескольких таблиц вида «о.-о.» и «о.-с.». Оставьте после определения место, дома приведете свой пример комбинированной таблицы.

(следующий слайд)

К какому типу относится следующая таблица?

Объект-объект.

Посмотрите, пожалуйста, на содержимое ее ячеек. В ячейках содержатся числа. Так вот прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Запишем это определение.

Вы, наверное, уже заметили, что таблица состоит из нулей и единиц. Такая таблица называется двоичной матрицей. Запишем это определение:

Двоичная матрица – это матрица, составленная из нулей и единиц.

Она отражает качественный характер связи между объектами.

Дома придумайте свой пример матрицы и двоичной матрицы.

V . Итак, ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что такое матрица, двоичная матрица, какие бывают типы таблиц, как выбирать форму информационной модели.

Есть ли вопросы по новому материалу?


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Табличные информационные модели Структура и правила оформления таблицы

Правильно оформленная таблица имеет структуру: Табличный номер Общий заголовок таблицы Наименование граф Наименование строк ячейка графа строка

Простые таблицы Таблицы типа «объекты - свойства» (ОС) Таблица типа «объекты - свойства» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу. Общий вид таблицы типа ОС: Имя класса объектов Имя свойства 1 Имя свойства 2 … Имя объекта 1 Имя объекта 2 … Значение свойства объекта

пример Ученики 2-го «в» Ученик Год рождения Рост (см) Вес (кг) Иванов Петя Петров Ваня Рыжков Коля

Имя первого класса объектов Имя второго класса объектов Имя 1-го объекта второго класса Имя 2-го объекта второго класса … Имя 1-го объекта первого класса Имя 2-го объекта первого класса Простые таблицы Таблицы типа «объекты - объекты » (ОО) Таблица типа «объекты - бъекты » - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам. Общий вид таблицы типа ОО: Значение свойства пары объектов

пример Оценки по информатике учеников 7 класса Ученик Период обучения 1 четверть 2 четверть 1-е полугодие Бутин Дима 4 5 5 Голубев Миша 4 4 4 Куликов Иван 5 5 5

Сложные таблицы Таблица типа « объекты-объекты-несколько » (ООН) Таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам. Общий вид таблицы типа ООН:

Имя первого класса объектов Имя второго класса объектов Имя 1-го объекта второго класса Имя 2-го объекта второго класса … Имя 1-го свойства пары объектов Имя 2-го свойства пары объектов … Имя 1-го свойства пары объектов Имя 2-го свойства пары объектов … Имя 1-го объекта первого класса Имя 2-го объекта первого класса Значения свойств пар объектов

Оценки за полугодия и за год Фамилия Предмет Русский язык Математика … I II Год I II Год Бутин Дима Голубев Миша Куликов Иван пример

Сложные таблицы Таблица типа «объекты-свойства-объекты» (ОСО) Таблица, содержащая информацию и о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов. Общий вид таблицы типа ОСО:

Название класса объектов, для которых есть индивидуальные свойства Названия индивидуальных свойств Название класса объектов, для которых есть только парные свойства Названия объекта из 1-й пары Названия объекта из 2-й пары Названия объекта из 3-й пары … Названия свойств пары объектов Названия свойств пары объектов Названия свойств пары объектов … Названия объектов Значения свойств

пример Успеваемость учеников 4-го «в» Предмет Учитель Количество уроков в учебном году Ученик Иванов Петя Петров Ваня I полугодие II полугодие Год I полугодие II полугодие Год Русский язык Кошкина А.Б. 160 Математика Кузнецов В.Г. 160 Природоведение Сидорова Д.Е. 64


Учитель информатики МОУ «СОШ №20» Поспелова Г. В. г. Новомосковск Тульская область

Тема «Табличные информационные модели»

7 класс (УМК Л.Л. Босовой)

Цели урока:

    систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

    расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях;

    упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях, повторить/сформировать навыки создания таблиц.

Задачи:

Образовательные:

    закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях, табличных информационных моделях;

    систематизация полученных знаний.

Развивающие:

    развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

    воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков .

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:

    Ноутбуки;

    Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);

    Презентация 7_2.5.1 «Табличные информационные модели».

Основные понятия:

    модель,

    информационная модель,

    знаковая информационная модель,

    табличная информационная модель.

Ход урока

1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала

    Обсуждаются вопросы:

Что такое модель?

Что такое моделирование?

Какие модели называют натурными?

Какие модели называют информационными?

Какие существуют виды информационных моделей?

Какие информационные модели наиболее распространены в общении?

В каких случаях вместо текстовых описаний лучше использовать списки

(нумерованные, маркированные, многоуровневые)?

Почему естественный язык не всегда пригоден для создания информационных

моделей?

2. Обсуждение результатов выполнения заданий №1-4 в учебнике:

1) Ответ: скорость распространения звука в зимний день при температуре – 35 0 С равна 310 м/сек, а в летний день – при температуре + 30 0 С равна 352 м/сек.

2а) Ответ: количество дней вычисляется по формуле: .

) Ответ: время, через которое встретятся велосипедисты вычисляется по формуле: минут.

3) Ответ: время вычисляется на основании формулы. Так как t = 8 часов, B = 24 часа, то = =12 часов.

4) Ответ: провода точно хватит для разметки клумбы г) и не хватит на вариант б). При решении вариантов а) и в) нужно мысленно «разогнуть ступеньки» и убедиться, что в каждом из этих случаев получается прямоугольник 6*10, а, следовательно, провода достаточно.

2) Объяснение нового материала: Табличные информационные модели. § 2.5.1.

(Сопровождается показом презентации 7_2.5.1_ Табличные информационные модели»)

Объяснение нового материала организовано в форме беседы, поддерживаемой демонстрацией презентации « Табличные информационные модели» (слайды 2- 4). Желательно в максимально возможной степени задействовать имеющийся опыт школьников по использованию табличных информационных моделей. Важно подвести учеников к выводу, что информация, представленная в таблице, наглядна, компактна и легко обозрима.

Ученики должны рассмотреть рисунки и указать объекты и одинаковые свойства объектов (Слайд 5). На рисунках изображены девушки в национальных костюмах (испанский, русский, индийский). У каждого костюма есть платье, головной убор и музыкальные инструменты.

Составить таблицу «Национальные костюмы» (Слайд 6.)

Подчеркнуть, что информация в таблице наглядна, компактна, легко обозрима.

Привести примеры табличных информационных моделей (таблиц), в которых информация наглядна, компактна, легко обозрима. (Слайд 7).

Особое внимание следует обратить на правила оформления таблиц. В дальнейшем необходимо строго следовать этим правилам. (Слайд 9-11).

Отметить, что условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные.

3) Физкультминутка.

    Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

    Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

    Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.

    Продолжительность 1-2 минуты.

(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)

4) Практическая работа.

Практическая часть урока (задания №1 и №2 работы №6 «Создание табличных моделей») посвящена формированию навыков создания и форматирования таблиц.

При выполнении задания №1 «Великаны» важно следить за тем, чтобы ученики не создавали пять разных таблиц, а редактировали первую таблицу, используя операции вставки и удаления строк и столбцов, применяя автоформатирование и реализуя сортировку данных.

В задании №2 «Природа России» ученики не только отрабатывают технологический прием (объединение ячеек), но и производят отбор нужной для заполнения таблицы информации из текстового документа.

5) Домашнее задание

§ 2.5 (стр. 58-60); Ответы на вопросы №№ 1 – 6 (стр. 69)

6) Рефлексия

У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

    Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.

    Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

    Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

Литература

    Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 229 с.:ил.- ISBN: 978-5-9963-0092-1..

    Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.

Правила оформления таблицы
Таблица типа «объекты-свойства»
Таблицы типа «объекты-объекты-один»
Вычислительные таблицы
Решение логических задач

Ключевые слова

Таблица типа «объекты-свойства»
Таблица типа
«объекты-объекты-один»
Вычислительная таблица
Взаимно однозначное соответствие

Таблицы вокруг нас

Хронологические таблицы

Основные даты в истории компьютеров

Дата
Событие
1.
3000 г. до н.э.
Счёты в Китае
2.
1642 г.
Суммирующая машина Паскаля
3.
1694 г.
Счётная машина Лейбница
4.
1801 г.
Перфокарты Жаккара
5.
1830- е годы
Программируемая машина Бэббиджа
6.
1890 г.
Счётная машина Холлерита
7.
1946 г.
Первая ЭВМ
8.
1948 г.
Изобретение транзистора
9.
1964 г.
Появление интегральных схем

Расписание уроков

Программа телепередач

Таблица Д.И. Менделеева

Давайте обсудим

Таблицы составляют для описания ряда объектов,
обладающих одинаковыми наборами свойств.
Укажите объекты и одинаковые
свойства объектов
?

Национальный костюм

В Испании национальной одеждой женщины является пышное
платье с воланами Bata de cola, головным убором - мантилья
или кофья-де-папос, инструментом - гитара и кастаньеты.
В России национальная одежда женщины – сарафан, кокошник
или платок. Инструменты - балалайка и гармошка.
В Индии женщины носят сари, чоли, дупатту, а национальным
инструментом является ситар.
Bata de cola - пышное платье с воланами и оборками.
Мантилья - кружевная накидка на голову
Кофья-де-папос - кружевная накидка на голову с высоко поднятым
основанием
Сари - материал длиной 5-7 метров, который специальным
образом оборачивается вокруг тела.
Чоли - короткая футболка, одеваемая под сари.
Дупатта - лёгкий шёлковый платок.

Национальный костюм
Страна
Тип платья
Головной убор
Инструмент
Испания
Платье
Bata de cola
Мантилья,
кофья-де-папос
Гитара,
кастаньеты
Россия
Сарафан
Индия
Сари, чоли
Балалайка,
Кокошник, платок
гармошка
Дупатта
Ситар
Информация в таблице наглядна, компактна,
легко обозрима.

Структура таблицы

ЗАГОЛОВОК
ГОЛОВКА ТАБЛИЦЫ
Б
О
К
О
В
И
К
ПРОГРАФКА
СТРОКИ
ЯЧЕЙКА
ГРАФЫ (СТОЛБЦЫ)

Правила оформления таблицы

1. Заголовок таблицы должен давать
представление о содержащейся в ней
информации.
2. Заголовки граф и строк должны быть краткими.
3. В таблице должны быть указаны единицы
измерения.
4. Все ячейки таблицы должны быть заполнены.
При необходимости в них заносят следующие
знаки:
? – данные неизвестны;
– данные невозможны;
– данные должны быть взяты из
вышележащей ячейки.

Классификация таблиц

Типы таблиц
Простые
таблицы
ОС
ООО
Сложные
таблицы
ООН
ОСО

Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)

Таблицы типа ОС содержат информацию о
свойствах отдельных объектов, принадлежащих
одному классу.
Имя класса
объектов
Имя свойства 1 Имя свойства 2
...
Имя объекта 1
Имя объекта 2
...
Значение свойства объекта

Пример таблицы типа ОС

Необычные вещи
Вид
изделия
Год
изготовления
Длина
(м)
Страна
Джемпер
1999
Португалия
3
Шарф
1998
США
1073
Сандалии
2002
Пакистан
3.93
Саквояж
2003
Бразилия
3.7

Таблицы типа ООО содержат информацию
о некотором одном свойстве пар объектов,
чаще всего принадлежащих разным классам.
Имя первого
класса объектов
Имя второго класса объектов
Имя 1-го объекта
2-го класса
Имя 2-го объекта
2-го класса
Имя 1-го объекта
первого класса
Имя 2-го объекта
первого класса
Значение свойства пары объектов
...

Примеры таблиц ООО

Оценки по информатике
Ученик
Период обучения
I четв.
II четв.
1-е полуг.
4
5
4
5
5
4
5
5
4
Период
обучения Баутин Д.
Ученик
Баутин Дима
Школина Ира
Зайцев Илья
Школина И.
Зайцев И.
I четв.
4
5
5
II четв.
5
4
5
4
5
4
1-е полуг.

Таблица типа «объекты-объекты-несколько»

Оценки по информатике и математике
Период обучения
Ученик
I четверть
II четверть
Информатик
а
Математик
а
Информати
ка
Математик
а
Баутин
4
4
5
4
Дима
Школина
5
5
5
5
Таблицы
типа ООН содержат информацию
Ира
о нескольких свойствах нескольких пар
Зайцев
4
3
4
4
объектов, принадлежащих разным классам.
Илья

Таблица типа «объекты-свойства-объекты»

Антропометрические данные
и спортивные результаты
Упражнение
Ученик
Рост, Вес,
см
кг
Прыжок в длину
с места
Результат,
см
Оценка
Бег на 1000 м
Результат,
Оценка
с
Баутин Д.
168
56
197
5
220
5
Зайцев И.
159
46
178
4
263
4
Таблицы типа ОСО содержат информацию о свойствах
пар объектов, принадлежащих разным классам,
и об одиночных свойствах объектов одного из классов.

Вычислительные таблицы

Вычислительные таблицы - таблицы, в которых


из этой же таблицы.
Товар
Цена (руб.)
Количество Стоимость
Тетрадь
3
10
30
Альбом
5
4
20
Авторучка
10
5
50
...
Таблица типа ОС

Вычислительные таблицы

Человечек
Напиток
Всего
Незнайка
Пончик
Торопыжка
Пилюлькин
Квас
2
0
0
1
3
Газировка
1
3
2
0
6
Сироп
1
2
0
0
3
Касторка
0
0
0
1
1
Итого:
4
5
2
2
13

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц

Объекты двух классов могут находиться
в отношении взаимно однозначного
соответствия:
1) в этих множествах одинаковое количество
объектов;
2) каждый объект 1-го множества связан

2-го множества;
3) каждый объект 2-го множества связан
объектом
1-го множества.

Давайте обсудим

?
Маша, Оля, Лена и Валя играют на одном из музыкальных
инструментов и говорят на одном из иностранных языков.
Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле.
Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке.
Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского
языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на
арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски.
Определите, на каком инструменте играет каждая из
девочек и каким иностранным языком она владеет.
Девочка
Музыкальный
инструмент
Иностранный
язык

Решение задачи

Увлечение
Рояль
Музыкальный Скрипка
инструмент Виолончель
Девочка
Маша
Оля
Лена
1
1
Арфа
Французский
Иностранный Немецкий
язык
Английский
Итальянский
Оля
Маша
играет
на виолончели
на
Лена
не играет
играет
на рояле
арфе
0
Валя

Решение задачи

Увлечение
Рояль
Музыкальный Скрипка
инструмент Виолончель
Арфа
Девочка
Маша
Оля
Лена
Валя
11
0
0
0
0
0
1
0
0
11
0
0
0
0
00
1
Французский
Иностранный Немецкий
язык
Английский
Итальянский
Заполним первую часть
таблицы

Решение задачи

Увлечение
Рояль
Музыкальный Скрипка
инструмент Виолончель
Арфа
Девочка
Маша
Оля
Лена
Валя
1
0
0
0
0
0
1
0
0
1
0
0
0
0
0
1
Французский
1
Иностранный Немецкий
язык
Английский
Итальянский
0
0
0
Маша
невладеет
знает
итальянского
Девочка,
которая
говорит
по-французски,
Виолончелистка
Оля
не
не
говорит
английским
по-итальянски
играет на скрипке

Решение задачи

Увлечение
Девочка
Маша
Оля
Лена
Валя
1
0
0
0
0
0
1
0
0
1
0
0
Арфа
0
0
0
1
Французский
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
0
0
0
0
1
Рояль
Музыкальный Скрипка
инструмент Виолончель
Иностранный Немецкий
язык
Английский
Итальянский
Получим, что увлечения Маши – рояль и английский,
Оли – виолончель и немецкий, Лены – скрипка
и французский, Вали – арфа и итальянский.

Самое главное

Таблицы используют для описания ряда
объектов, обладающих одинаковыми
наборами свойств.
Таблица состоит из столбцов и строк.
Информация, представленная в таблице,
наглядна, компактна, легко обозрима.
Таблица типа «объекты-свойства»
содержит информацию о свойствах
отдельных объектов, принадлежащих
одному классу.

Самое главное

Таблица типа «объекты-объекты-один»
содержит информацию о некотором одном
свойстве пар объектов, чаще всего
принадлежащих разным классам.
Вычислительными называют таблицы, где
значения некоторых свойств вычисляются
с использованием значений других свойств
из этой же таблицы.

Самое главное

Объекты двух классов находятся в
отношении взаимно однозначного
соответствия, если:
- в этих классах одинаковое количество
объектов;
- каждый объект первого класса связан
заданным свойством только с одним
объектом второго класса;
- каждый объект второго класса связан
заданным свойством только с одним
объектом первого класса.

Давайте обсудим

?
1. Приведите примеры таблиц, с которыми
вы сталкивались в жизни.
2. Всегда ли удобно табличное
представление информации?
3. Какие преимущества обеспечивают
табличные модели по сравнению со
словесным описанием?
4. Любое ли словесное описание можно
заменить таблицей?
5. Каких правил следует придерживаться
при составлении таблиц?
6. Приведите пример таблицы ОС.
7. Приведите пример таблицы ООО.

Табличные информационные модели

Презентацию выполнила:

учитель информатики

МБОУ - Гулёвской ООШ Клинцовского района

Брянской области

АНТОНЕНКО МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Цели:

  • 1. Изучить таблицы типа «объект-свойство»
  • 3. Познакомиться с двоичными матрицами

Что такое модель?

Один оригинал – одна модель?

  • материальная точка

Зачем нужно много моделей?

изучение строения тела

примерка одежды

изучение наследственности

тренировка спасателей

учет граждан страны

Что такое модель? Модель – это упрощенное подобие реального объекта. Модель отражает лишь некоторые свойства объекта, существенные с точки зрения цели моделирования. Что такое моделирование? Моделирование – это деятельность человека по созданию модели (натурной или информационной) Понятие объект моделирования надо понимать в самом широком смысле. Это может быть материальный объект : корабль, комета, живая клетка; явление природы : гроза, солнечное затмение; процесс : полет ракеты, изменение стоимости акций на фондовой бирже и многое другое. Дайте определение формализации. Формализация есть результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе. 1) Как называется упрощенное представление реального объекта?

  • оригинал;
  • прототип;
  • модель;
  • система.

2) Процесс построения моделей называется:

  • моделирование;
  • конструирование;
  • экспериментирование;
  • проектирование.

Когда используют моделирование?

3) Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется:

  • график;
  • схема;
  • чертеж;
  • таблица.

Кроме информационных,

какими бывают модели по природе?

4) Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?
  • материальные;
  • информационные;
  • предметные;
  • словесные;
5) Геометрической моделью прямоугольного треугольника является:
  • макет;
  • определение;
  • чертеж;
  • А+В+С=180°, АВ2=АС2+ВС2.

Модели по структуре

  • табличные модели (пары соответствия)
  • иерархические (многоуровневые) модели
  • сетевые модели (графы)

Директор

Главный инженер

Главный бухгалтер

С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях Табличные модели – объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы. Перечень однотипных объектов размещен в первом столбце (или строке), а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) Задача: С помощью таблицы решите задачу: Маша, Оля, Лена и Валя – замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков (англ., итал., франц., испан.). Инструменты и языки у них разные: Маша играет на рояле; девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке; Оля играет на виолончели; Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским; Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите, на каком инструменте играет каждая девочка, и каким языком она владеет.

Дано словесное описание затрат на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980 году. Построить модель, которая помогла бы более наглядно представить себе эту картину. Затраты на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980 г. Оплата труда при посадке крыжовника - 167 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки земляники - 115 руб. Удобрения при посадке черной смородины - 585 руб. Материал на шпалеру при посадке малины - 780 руб. Горючее, ядохи-микаты и гербициды для посадки черной смородины - 90 руб. Посадочный материал при посадке земляники - 1750 руб. Оплата труда при посадке черной смородины - 150 руб. Удоб-рения при посадке малины - 532 руб. Удобрения при посадке крыжовника - 555 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки малины - 89 руб. Посадочный материал при посадке крыжовника - 594 руб. Прочие расходы при посадке земляники - 584 руб. Оплата труда при посадке малины - 235 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки крыжовника - 92 руб. Удобрения при посадке земляники - 313 руб. Прочие расходы при посадке черной смородины - 260 руб. Посадочный материал при посадке малины - 1200 руб. Оплата труда при посадке земляники - 316 руб. Прочие расходы при посадке крыжовника - 388 руб. Посадочный материал при посадке черной смородины - 1100 руб. Прочие расходы при посадке малины - 474 руб.

Затраты на посадку 1 га садов и ягодников

в центральных областях России в 1980 г.

Графические информационные модели (схема, структура, график) Схема – это графическое отображение состава и структуры сложной системы. Структура – это порядок объединения элементов системы в единое целое. График – это модель процесса.

Это рисунки, фотографии, схемы, диаграммы и так далее. Они помогают нам быстро и понятно донести информацию до слушателя.

Наглядные формы представления информации

Табличные информационные модели

1. Таблицы типа «объект-свойство»

2. Таблицы типа «объект-объект»

3. Двоичные матрицы

Таблицы типа «объект-свойство» Таблица. Домашняя библиотека Таблицы типа «объект-свойство» Таблица. Погода Таблицы типа «объект-объект» Таблица. Успеваемость Строки относятся к ученикам – это первый вид объектов, столбцы – к школьным предметам – второй вид объектов. В каждой ячейке таблицы, на пересечении строки и столбца, - оценка, полученная данным учеником по данному предмету. Таблицы типа «объект-объект» Таблица. Дороги В этой таблице содержится информация о наличии прямых дорог между населенными пунктами

Подгорная

Подгорная

Двоичные матрицы В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной матрицей. Числовая часть таблицы Дороги представляет собой двоичную матрицу Двоичные матрицы

Таблица. Факультативы

В таблице приведены сведения о посещении четырьмя учениками трех факультативов. Вам уже должно быть понятно, что единица обозначает посещение, ноль – непосещение.

В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами.

Табличный способ решения логических задач

Миша не умеет плавать и никогда не играл в волейбол. А Аня заняла в прошлом году первое место по плаванию среди девочек. Оля не играет в футбол. Определите какую спортивную секцию посещает каждый из учеников?

Подведение итогов Что вы сегодня узнали нового? В чем состоит удобство табличного представления информации? Приведите примеры таблиц, с которыми вам приходится иметь дело в школе и дома. Что такое матрица? Что такое двоичная матрица?

Подведём итог урока:

Задача1:

Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками.

Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 л газировки и 1 л малинового сиропа, Пончик - 3 л газировки и 2 л малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки, доктор Пилюлькин - 1 л кваса и 1 л касторки.

Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?

Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?

Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?

ПРЕДСТАВЬТЕ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ В ТАБЛИЦЕ

Домашнее задание:

Цена, мон

Незнайка

Торопыжкин

Пилюлькин

Ст-ть мон

Ст-ть мон

Ст-ть мон

Ст-ть мон

Ст-ть мон

Газировка, л

Касторка, л

Задача2:

Известно, что 1 литр кваса в Цветочном городе стоит 1 монету, 1 л газировки – 3 монеты, 1 л малинового сиропа – 6 монет, 1 л касторки – 2 монеты.

Сколько монет истратил на покупку напитков каждый человечек?

Сколько монет затрачено на покупку напитков каждого вида?

Сколько потрачено денег всеми человечками вместе?